Сегодня во всем мире люди, представляющие рабочие профессии (или «синие воротнички») интересны работодателям не менее, а порой и более «белых воротничков». Например, сварщиков и рабочих строительных специальностей компании ищут по всей стране, охотно принимают в штат и предлагают высокую рыночную ставку. По данным HeadHunter, самые большие зарплаты в России уже в перспективе ближайших лет будут получать «синие воротнички». В прошлом году спрос на них со стороны работодателей увеличился на 205%, и это далеко не предел.
Несмотря на это в вузах сохраняется стабильно высокий конкурс на специальности экономистов, юристов и менеджеров, а центры профессиональной подготовки отмечают, что к ним массово приходят повышать квалификацию работники в возрасте 40–50 лет, а вовсе не молодежь. В чем причина такого, на первый взгляд, нелогичного поведения и как бизнесу восполнить дефицит рабочих кадров? Готового ответа пока нет, но есть успешные кейсы, реализованные в разных странах.
Культ диплома о высшем образовании и низкая популярность рабочих профессий
Первая причина дефицита специалистов рабочих профессий связана с традициями старшего поколения, воспитанного на культе высшего образования. Диплом о высшем, а не среднеспециальном образовании до сих пор расценивается родителями как необходимый элемент успешного будущего их детей. К сожалению, эти представления сегодня не выдерживают проверку практикой. Согласно исследованиям НАФИ, супруги с высшим образованием составляют более 8% семей, живущих за чертой бедности, и эта цифра растет уже четвертый год подряд. При этом у школьников сейчас, по сути, нет альтернативного выбора: 90% подростков не знают, где искать информацию по профориентации и к кому (кроме родителей) можно обратиться с этим вопросом. Таковы результаты опроса Минпросвещения, проведенного в рамках проекта «Билет в будущее». Определиться с профессией еще в школе могут только 2% детей, и это можно назвать везением. Понятно, что локальных инициатив педагогов, родителей и работодателей недостаточно, чтобы помочь подросткам сориентироваться в выборе специальности. Здесь нужна разветвленная система в масштабах страны.
Второй глобальный фактор — низкий уровень престижа рабочих профессий. В России и странах СНГ это проявляется особенно ярко. Скажем, в обществе до сих пор считается, что работать на заводе тяжело, сложно и вредно для здоровья. В то время как современные заводы легкой промышленности — это высокотехнологичные производства с новым оборудованием и безопасными условиями, требующие операторского труда.
Американский подход: общественные организации в школах
В системе среднего образования США также существует проблема формирования молодого кадрового состава. К ее решению там подошли через создание общественных организаций. В частности, местная Regional Educational Service Agencies (RESA) занимается профориентацией школьников, параллельно контактируя с бизнесом (компаниями-работодателями) и министерствами (здравоохранения, транспорта, труда и т.д.). Специалисты RESA получают информацию о запросах кадрового рынка и формируют образовательный процесс таким образом, чтобы обучить школьников востребованным профессиям. Это позволяет решать проблему кадрового дефицита и обеспечивать выпускников школ работой и зарплатой. Вот показательный пример: на сегодняшний день развитие высоких технологий в здравоохранении сформировало спрос на медицинских техников, которые могут работать со сложным оборудованием и обслуживать его. Потребность в таких специалистах в семь раз больше, чем во врачах. Их подготовку лучше начинать уже со школьной скамьи, что и делает американская образовательная система.
Европа: онлайн-сервисы для рекрутинга
Еще один аспект кадровой проблемы — большая текучесть «синих воротничков». Работодатели все время озабочены проблемой поиска новых кандидатов. С подобной ситуацией чуть ранее столкнулся и европейский бизнес: большой спрос на сотрудников рабочих специальностей позволяет людям легко менять работу, переходя из компании в компанию, а работодатель вынужден постоянно закрывать пробелы в штатном расписании. При этом увеличивается нагрузка на HR-службы, которые не всегда могут справиться с задачей быстрого привлечения кандидатов. Сегодня эта проблема решается через электронные сервисы и мобильные приложения (JobToday, Workee, CornerJob), которые берут на себя задачи составления резюме, его рассылки по базе работодателей, сбора актуальных вакансий и т.д. Европейскому работнику нужно только загрузить приложение, ответить на вопросы анкеты, и все интересные вакансии оказываются буквально у него в кармане. Работодатели же имеют возможность максимально быстро привлекать персонал. В России такие сервисы тоже начинают появляться, например, приложение MVP, дающее соискателю доступ к базам и вакансиям работодателей, а компаниям — возможность настраивать параметры поиска персонала в личном кабинете.
Японский опыт: дорожные самураи
В Японии существует проблема непрестижности работы водителей большегрузного транспорта (дальнобойщиков), хотя в стране для этой профессии есть буквально все: новые современные грузовики японского и европейского производства, дороги и инфраструктура (охраняемые стоянки, кафе, магазины, места отдыха), а также большой спрос на водителей со стороны бизнеса. Чтобы привлечь в профессию молодежь, компании организуют акции трансконтинентального масштаба. Так, в 2018 году японские дальнобойщики перегнали из Голландии в Японию две фуры, проделав путь длиной 13 000 км через 5 стран, в том числе и Россию. Пресса назвала их дорожными самураями, а по возвращении на родину они получили большую известность. Кстати, это не единственный пример, когда популярность японского водителя большегруза вышла далеко за пределы страны. Миниатюрная девушка Рино Сасаки, впервые севшая за руль фуры, чтобы подменить своего отца, стала любимицей молодежи в социальных сетях. Ее блог в Instagram (@sr8х4volvo) набрал более 28 000 подписчиков и регулярно обновляется. Рино показывает быт дальнобойщиков, выкладывает свои фото и рекламирует известные бренды. Для своих подписчиков она — пример успеха, которому хочется следовать.
Международные проекты
Для повышения престижа рабочих профессий создаются международные организации. Самая известная из существующих — WorldSkills, которая совместно с Агентством стратегических инициатив реализует в России проект создания центров компетенций. Они должны появиться по всей стране до 2024 года. Это будут структуры на базе техникумов, профессиональных училищ и колледжей, обеспеченные новейшим оборудованием и предоставляющие возможность пройти обучение или повысить квалификацию по направлениям: «электромонтаж», «графический дизайн», «веб-разработка», «прототипирование», «дошкольное воспитание» и т.д. Здесь планируется также проводить курсы для преподавательского состава.
WorldSkills также является организатором крупнейшего мирового конкурса среди представителей рабочих профессий. В 2019 году, кстати, чемпионат мира WorldSkills проходил в Казани. Финалисты из разных стран показывали свое мастерство в 56 дисциплинах, перечень которых год от года расширяется. Одной из новых, впервые представленной на прошлом чемпионате в Абу-Даби, была проведена дисциплина «Обслуживание тяжелой техники». Участники соревновались в мастерстве и демонстрировали свои компетенции на реальных машинах: компактных погрузчиках и экскаваторах, которые были предоставлены компанией Volvo Construction Equipment. Надо сказать, что производители и поставщики техники проявляют большую заинтересованность в подобного рода конкурсах, направленных на повышение статуса рабочих профессий. Для бизнеса это не только имиджевая деятельность, но и практическая необходимость.
«Мы активно поддерживаем инициативы, направленные на повышение престижа рабочих профессий. Чемпионат WorldSkills — хороший повод обратить внимание на юных представителей рабочих профессий, которые виртуозно выполняют конкурсные задачи, демонстрируя высокую квалификацию. Такие профессионалы будут максимально востребованы на рынке труда для реализации новых возможностей не только сегодня, но и в будущем. Инновации активно внедряются, в том числе при производстве строительной техники. Уже сейчас у одного из наших клиентов в Швеции работает парк автономных машин. Наше будущее за подобной автоматизацией. Механики и операторы строительной техники должны обладать высокими навыками и знаниями для диагностики и обслуживания машин, оснащенных такими системами», — рассказывает Виктория Фомина, руководитель отдела маркетинга Volvo Construction Equipment в России и СНГ.
Сегодня клиенты хотят получать от производителя и продавца комплексное решение, позволяющее грамотно управлять парками техники, получать качественный сервис и снижать издержки. Реализовать это без команды технических специалистов, опытных работников сервиса, квалифицированных механиков и т.д. не представляется возможным. В связи с этим можно уверенно прогнозировать дальнейший рост спроса на «синие воротнички» со стороны работодателей во всех отраслях экономики.
Темы: Дорожно-строительная, Строительная техника
Добавить комментарий